Как защитить авторское право в социальных сетях

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Неавторизованное копирование текстов, фотографий и видеозаписей в социальных сетях — это всеобщая практика, поскольку создать собственный грамотный контент — это сложная и дорогостоящая задача. Намного проще отыскать в социальных сетях страничку нужной или популярной направленности и копировать публикуемые на ней материалы, выдавая их за продукт собственного труда.

Претензии собственника контента разбиваются о «железный аргумент» — «Информация получена из публичных источников».

На самом деле публичность материала подразумевает свободу его использования только в рамках, определенных автором (владельцем).

Это означает, что любой материал в Интернете, в том числе и в социальных сетях, имеет своего автора, то есть собственника, а неавторизованное использование материала и, более того, выдача этого материала за продукт собственного умственного труда — это эквивалент хищения, носящий название «нарушение авторских прав».

Дело в том, что в соответствии со ст. 1255 ГК РФ, определение судьбы произведения — это прерогатива автора, который может свое произведение опубликовать под своим именем или продать.

Права социальных сетей

При этом следует понимать, что публикация произведения в социальных сетях не есть отчуждение права на произведение. То есть публикуемый в социальной сети авторский труд не передают этой социальной сети право собственности на материал, поскольку социальная сеть — это лишь платформа, предоставляющая авторам пространство для публикации.

Например, условия публикации авторских материалов в Instagram подразумевают, что опубликованный авторский труд предоставляет социальной сети неисключительную лицензию на произведение. Неисключительная лицензия, в свою очередь, предполагает передачу социальной сети права на хранение, использование, распространение, изменение, запуск, копирование, публичное исполнение или показ, перевод и создание производных работ на его основе, а также право на выдачу сублицензий.

Если перевести сложный текст лицензионного договора на общедоступный язык, то получается, что Instagram вправе не только самостоятельно демонстрировать авторский контент, но и предоставлять другим лицам сублицензию на использование этого контента. Однако по умолчанию сублицензия выдаваться не может, что обозначает необходимость заключения соответствующего договора. Неавторизованное использование чужого контента, таким образом, должно быть расценено, как недобросовестное использование авторских прав третьих лиц.

Что делать, если контент украли

Действия по защите авторских прав находятся в прямой взаимосвязи с намерениями автора, чьи права были нарушены.

Если планов по взысканию материального и морального ущерба не существует, то достаточно сообщить о факте хищения контента в службу поддержки социальной сети. Как правило, этого бывает вполне достаточно для того, что пиратскую публикацию удалили.

Что касается возможных действий по компенсации причиненного ущерба, то процедура будет достаточно сложной. Подробнее с порядком действий по защите авторских прав вы можете ознакомиться на нашем сайте и в частности прочитать о том, как составить претензию о нарушении авторских прав.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии