Как защитить права потребителей через Роспотребнадзор

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Жалоба в Роспотребнадзор по защите прав потребителей является способом защиты потребительских прав покупателей товаров и услуг в случае их нарушения продавцом или производителем.

Правовая регламентация

Защита прав потребителей регламентируется:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • специализированным законом «О защите прав потребителей»;
  • ведомственными подзаконными актами, регулирующими деятельность Роспотребнадзора;
  • Законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Полномочия Роспотребнадзора

Написание жалобы в Роспотребнадзор – это лишь один из способов защиты прав потребителей, причем подача жалобы – это вовсе необязательный атрибут защиты прав покупателей. То есть обращаться или не обращаться в Роспотребнадзор – это всецело выбор потребителя. Не менее действенным будет обращение в суд с соответствующим иском или написание претензии непосредственно нарушителю потребительских прав.

Роспотребнадзор рассматривает жалобы граждан в пределах своих полномочий, установленных Положением № 322 «О надзоре в сфере защиты прав потребителей».

Так, к полномочиям Роспотребнадзора относятся:

  • контроль за качеством продуктов питания в общепите и розничной торговле;
  • контроль за соблюдением санитарных норм в системе общественного питания;
  • контроль за качеством продаваемых в розничной торговле (магазинах) товаров промышленного производства и т.д.;
  • защита прав потребителей.

Таким образом, в соответствии с Положением в Роспотребнадзор могут быть направлены любые жалобы, так или иначе касающиеся вопросов защиты прав потребителей, нарушенных продавцами, поставщиками услуг, банками, службами жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

Структура жалобы

Ни жалобы, ни претензии, ни заявления в части их оформления никак не регламентированы законодательством, а это значит, что пишутся они в произвольной форме. По сути, главное требование к содержанию жалобы – это внятность изложения, достаточная для понимания того, кто, что, от кого и на каких основаниях требует.

Поэтому при составлении жалобы рекомендуем руководствоваться следующей структурой, которая позволит упорядочить сведения, которые автор жалобы хочет довести до сведения должностного лица Роспотребнадзора. Так, жалоба должна содержать в себе следующие структурные элементы:

  • «шапку», в которую входят наименования территориальной структуры Роспотребнадзора, ФИО и адрес заявителя;
  • описательную часть, содержащую в себе предысторию возникновения конфликта с продавцом или поставщиком услуг и описание самого факта нарушения прав потребителя. Это самая объемная часть, поскольку в ней должны быть изложены события с точки зрения автора жалобы и то, что именно указывает на нарушение прав;
  • мотивировочную часть, доказывающую факт нарушения прав. В качестве подтверждений могут быть использованы акты, экспертизы, справки и т.д.;
  • резолютивную часть, содержащую в себе объяснения, чего именно хочет заявитель от Роспотребнадзора и продавца;
  • перечень прилагаемых к жалобе доказательств;
  • подпись заявителя и дату подачи жалобы.

Подтверждение доводов жалобы

Требования, изложенные в жалобе, должны быть подтверждены. В качестве подтверждений могут быть использованы:

  • любые платежные документы, доказывающие факт приобретения товара или услуги;
  • договоры купли-продажи, договоры на оказание услуг, кредитные договоры;
  • акты экспертиз, гарантийные талоны, фотографии и т.д., которые могут подтвердить некачественность товара или услуги.

Требования к жалобам

Закон РФ «О порядке рассмотрения заявлений граждан» устанавливает некоторые требования по содержанию жалоб и заявлений. Так, не будут рассмотрены жалобы:

  • содержащие в себе оскорбления и ненормативную лексику;
  • содержащие в себе угрозы в адрес должностных лиц, рассматривающих жалобы, или членам их семей;
  • неразборчивые и трудночитаемые тексты;
  • невнятные жалобы, из которых невозможно понять, чего хочет их автор;
  • дубли, на которые ранее заявитель уже неоднократно получал ответы. Повторные обращения не запрещены, но в случае повторного обращения жалоба должна содержать новые, ранее не рассматриваемые доводы;
  • требующие ответа на вопросы, составляющие государственную тайну РФ.

Если жалоба подпадет под изложенные выше ограничения, она не будет передана на рассмотрение, о чем заявитель будет извещен в течение 7 дней с момента подачи жалобы.

Способы вручения

Существуют следующие общепринятые способы направления жалоб в Роспотребнадзор:

  • личное вручение;
  • почтовое отправление;
  • отправка при помощи онлайн-сервиса портала «Госуслуги» или сайта Федеральной службы по надзору и благополучию человека, в окне для обращений граждан.

Отправка посредством сайта ФС по надзору сфере защиты прав потребителей тем более удобна, потому что:

  1. Содержит шаблон жалобы в Роспотребнадзор по защите прав потребителей.
  2. Дает возможность приложения документов в электронном виде.

По общему правилу срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы составляет 30 дней.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии