Заподозрив организацию в незаконной деятельности, отмывании денег, полученных незаконным путем или уклонении от уплаты налогов, банки могут приостановить операции по счетам, сославшись на Федеральный закон ФЗ-115 от 07 августа 2001 года (т.н. антиотмывочный закон), а именно на статью 7 этого закона, пункт 11 которой гласит, что банк может отказать клиенту в проведении транзакции по его счету (за исключением зачисления денег на счет), если:
- не представлены документы, подтверждающие сведения об операции;
- банк подозревает, что транзакция производится в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, или финансирования террористических актов.
При этом в качестве критериев, на основании которых банк решает отказать клиенту в проведении транзакции, могут применяться помимо указанных в самом законе, и иные, вызывающие сомнения в отношении конкретной сделки или организации. Фактически это значит, что банк может приостановить операции по счету практически по любому поводу. Какое поведение клиента наверняка покажется банку подозрительным, рассмотрим ниже.
Необычные сделки — подозрительные сделки
Банк с высокой вероятностью заблокирует операцию по счету, если:
- сделка имеет необычный характер, ее экономический смысл банку неясен;
- сделка осуществляется вне деятельности, определенной Уставом организации;
- сомнительные сделки совершаются данной организацией неоднократно;
- клиент отказывается предоставить банку данные по сделке в соответствии с законом ФЗ-115;
- клиент излишне обеспокоен вопросами конфиденциальности по сделке, особенно если речь идет о раскрытии данных госорганам;
- клиент настаивает на проведении операции в кратчайшие сроки;
- клиент задерживает сведения о сделке либо предоставляет банку информацию, которую невозможно проверить.
Подозрительные счета
Что касается самого счета, подозрительными для банка будут в первую очередь счета:
- с которых не производится выплаты заработной платы, НДФЛ, страховых взносов или производится, но не соответствуют численности работников организации;
- с которых уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
- остатки на которых равны нулю или незначительны в сравнении с объемом транзакций, которые проводят клиенты;
- с которых не проводятся платежи по хоздеятельности предприятия (не оплачивается аренда, коммуналка, не закупаются офисные принадлежности и т.п.);
- средства на которые зачисляются за товары и услуги, облагаемые НДС, но списываются контрагентам по объектам, не облагаемым НДС;
- оборот которых вдруг резко увеличивается, превышая заявленную при открытии счета сумму;
- наличные с которых снимаются каждый день или 2-3 раза в неделю;
- наличные с которых снимаются по конец операционного дня и на следующий день — в начале дня и т.п.
Как видно, некоторые критерии объективными назвать можно с натяжкой, но поскольку банки со своей стороны тоже должны проявлять осмотрительность во исполнение закона ФЗ-115, они ее и проявляют.
Как избежать приостановления платежей
Как показывает практика, в более чем 70% случаев юридическое лицо может избежать приостановления операций по счету без приложения каких-либо сверхъестественных усилий.
Так, для того чтобы не попасть под раздачу блокировок счета, рекомендуется:
- в поле «назначение платежа» максимально подробно указывать, за какие товары (работы, услуги) и по какому основанию (акты, счета) производится перевод денег;
- использовать расчетный счет по назначению, не выплачивать зарплаты, не покупать товары и не оплачивать услуги наличкой;
- хранить первичную документацию в течение 5 лет;
- своевременно вносить изменения о компании (о деятельности в том числе) в ЕГРЮЛ, чтобы банк видел, что счет «работает» именно на ту фирму, на которую он открыт;
- удерживать деньги на расчетном счете, не снимать ежедневно без особой надобности;
- собирать всю документацию, переписку (и т.д.) с «сомнительными контрагентами» и хранить в отдельной папке (а лучше вообще не вести с такими контрагентами дел).
Если же операции уже были приостановлены, то придется обратиться в банк и доказывать свою невиновность: представлять документы по сделкам, разъяснять назначение платежей и подтверждать реальность бизнеса. Или обращаться в суд, если мирно дело решить не удастся.