Когда есть основания для жалобы на скорую помощь

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Любая жалоба — это выражение недовольства. То есть в основу жалобы, в том числе и жалобы на скорую помощь, должны быть положены некие реальные события, связанные с работой скорой помощи, которые, по мнению заявителя, не соответствуют стандартам оказания первой медицинской помощи.

Сразу уточним, что оценка работы скорой помощи со стороны автора жалобы не обязана быть объективной. Степень ее объективности, в любом случае, будет оценивать орган, в который жалоба направляется.

Время прибытия

Как показывает практика, причиной большинства жалоб, связанных с работой скорой помощи, является ее позднее прибытие по месту жительства.

Повторимся, что скорость прибытия — оценка субъективная, поэтому с хронометром ожидать приезда врачей не стоит.

Однако следует знать, что существующие нормативы определяют, что скорая помощь обязана прибыть:

  • в течение 20 минут, если есть угроза жизни пациента (именно для этого операторы, принимая вызов, расспрашивают, что именно случилось с больным);
  • в срок до двух часов, если угрозы жизни пациента не существует.

Кроме того, следует учитывать, что время приезда скорой помощи по вызову может быть скорректировано с учетом местных территориальных и климатических условий. Сама принцип корректировки времени регламентируется Программой госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

В качестве особенностей могут быть приняты доступность местности, в которой живет или находится пациент, плотность движения в населенном пункте, возможные формирования дорожных пробок и т.д.

Отказ в оказании помощи

Отказ работников скорой помощи оказать медицинскую помощь больному — это преступление, предусмотренное Уголовным кодексом РФ. Квалификация при этом будет проводиться в зависимости от тяжести наступивших в результате неоказания помощи последствий.

Так:

  • при причинении отказом вреда средней тяжести уголовная ответственность наступит по ч.1 ст. 124 УК РФ;
  • при причинении отказом тяжкого вреда (смерть, необратимое ухудшение здоровья и т.д.) квалификация будет проведена по ч.2 ст. 121 УК РФ.

Следует учитывать, что ст. 124 УК РФ предусматривает ответственность за неоказание медпомощи только при установлении неуважительности причин этого отказа.

В качестве уважительных причин отказа закон рассматривает любые обстоятельства, которые делали оказание помощи невозможной по причинам, независящим от скорой помощи. К примеру, отсутствие у бригады скорой помощи и у самого медучреждения необходимых медпрепаратов, будет уважительной причиной неоказания медицинской помощи.

Когда медицинская помощь оказана плохо

Оказание некачественной или неполной медицинской помощи может быть квалифицировано как халатность, с соответствующим привлечением виновных к уголовной ответственности по ст. 293 УК РФ.

Определяющим признаком преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, является признак причинения халатностью крупного или особо крупного ущерба, либо существенного нарушения законных прав пациента.

Когда скорая вправе не приезжать

Существует огромное количество причин, по которым граждане могут вызывать скорую помощь. Отмечались даже случаи мошеннических вызовов, при которых пациенту всего лишь нужно было доехать бесплатно в иной населенной пункт.

То есть следует быть готовым к тому, что скорая помощь может не приехать, если вызов связан со стоматологическими проблемами, необходимостью поставить уколы или выдать справку.

Куда обратиться с жалобой

Несвоевременное прибытие скорой помощи, ее неприбытие, равно как и отказ от оказания медицинской помощи — это, безусловно, повод для обращения с жалобой.

Инстанциями, полномочными рассматривать жалобы по этому поводу являются:

  • руководство станции скорой помощи;
  • Министерство здравоохранения и его региональные управления;
  • полиция;
  • прокуратура.

Кроме того, жалобу можно оставить на портале Госуслуг и она будет распределена по назначению.

Как составить жалобу

Никаких особых правил составления жалоб на скорую помощь не существует. Главное, чтобы в жалобе содержались:

  • наименование организации, в которую жалоба направляется;
  • ФИО, адрес и контактные данные заявителя;
  • дата и примерное время вызова скорой помощи;
  • причина, по которой пишется жалоба;
  • подпись заявителя и дата подачи заявления.

На нашем сайте вы можете почитать о том, как написать жалобу в Министерство здравоохранения, жалобу на скорую помощь и жалоба на врача.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии