Мораторий на налоговые проверки малого бизнеса был введен в действие в марте 2020 года в связи с ситуацией, связанной с объявлением пандемии и принятыми в Российской Федерации мерами, направленными на предотвращение распространения заболевания.
В сентябре 2020 года Президент поручил Правительству РФ разработать и внести на рассмотрение ряд изменений в законодательные акты с тем, чтобы введенный мораторий был продлен на вест 2021 год.
Что именно предложит Правительство РФ, пока не ясно, поскольку срок исполнения поручения Президента установлен на 31.12.2020 года. Однако из информации, опубликованной на сайте Кремля следует, что поручение Президента подразумевает разработку комплекса мер, которые обеспечат исполнение моратория на плановые контрольно-надзорные мероприятия по отношению к малому бизнесу.
Положения моратория при этом не будут распространяться:
- на налоговую, финансово-бюджетную и таможенную сферы;
- на сферу деятельности, способную причинить вред жизни и здоровью граждан;
- на сферу деятельности с высоким риском возникновения экстраординарных ситуаций природного и техногенного характера.
Верить или не верить
Налоговые проверки — это серьезная статья пополнения бюджета. Естественно, что в условиях ограничения деятельности в связи с объявленными мерами, призванными ограничить распространение коронавируса, бюджет уже терпит существенные убытки.
А это означает, что запрет налоговых проверок лишь усугубит положение. Поэтому возникают обоснованные сомнения в том, что контролеры-налоговики действительно будут ограничены в возможности проведения проверок.
Обоснованность сомнений подтверждается статьей 70 Закона РФ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Данный Закон был принят Государственной Думой РФ еще в июле 2020 года и по настоящее время не вступил в силу, поскольку самим Законом установлено его поэтапное введение в действие.
Именно ст. 70 рассматриваемого Закона породила информационный бум, лейтмотивом которого является то, что в период моратория налоговые органы вместо проверок будут осуществлять так называемые «инспекционные визиты».
Мы всегда настоятельно рекомендуем не доверять слепо публикациям в средствах массовой информации, и при любой возможности перепроверять информацию.
Так, если обратиться к содержанию статьи 2 Закона РФ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», то можно увидеть, что положения обсуждаемого Закона не применяются в отношении валютного, таможенного и налогового контроля. Это означает, что инспекционные визиты, предусмотренные ст. 70 Закона, не могут быть эквивалентом налоговой проверки.
Инспекционные визиты — что это?
Поручение Президента об ограничении налоговых проверок на 2021 год реально существует, а значит, существующие нормативные акты придется подгонять под исполнение поручения.
В апреле 2020 года, как мы помним, было вынесено Постановление Правительства РФ «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля …и проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Кроме того, соответствующие изменения были внесены в Закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Что касается действий, связанных с исполнением поручения Президента РФ на 2021 год, то 30 ноября 2020 года Правительство РФ приняло Постановление №1969 от 30.11.2020 года «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год …».
И в этом документе мы уже встречаем понятие «инспекционных визитов». Попробуем разобраться, что такое «инспекционный визит».
Итак, в соответствии с упомянутым Постановлением Правительства РФ, в 2021 году контролирующие органы могут проводить проверки дистанционно, в том числе и с использованием имеющихся средств видеосвязи. Как мы видим, речи о запрете проверок, как таковых, не идет, меняется лишь способ этих проверок.
По решению контролирующего органа, чья деятельность регламентируется Законом РФ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вместо плановой проверки может быть осуществлен инспекционный визит, при условии, что решение об инспекционном визите будет принято как минимум за 20 дней до дня плановой проверки.
Как мы помним, статья 2 данного закона гласит, что сфера его влияния не распространяется на налоговые, таможенные и валютные контролирующие органы. Соответственно, налоговые органы проводить инспекционные визиты не могут.
Еще одна странность в Постановлении Правительства РФ — это обязанность контролирующего органа уведомить субъекта предпринимательской деятельности о дате инспекционного визиты в 10-дневный срок.
Мы предлагаем вновь обратиться к статье 70 Закона, гласящей, что для инспекционного визита не требуется предварительное уведомление субъекта предпринимательской деятельности о дате визита. Если предположить, что закон все же вступит в силу до 2021 года, то Постановление в этой части будет противоречить Закону, а значит, контролирующие органы будут вправе не извещать о дате визита.
Что в итоге
Итак, запрет (мораторий) на проведение проверок оборачивается отсутствием запрета, как такового.
Во-первых, проверки могут осуществляться дистанционно. Во-вторых, проверки могут быть заменены инспекционными визитами, при том, что налоговые органы не подпадают под сферу действия Закона РФ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а значит, не могут осуществлять инспекционные визиты.
То есть, как мы видим, никаких существенных ограничений для контроля налоговых органов не будет.