Если в результате шквального ветра на машину упадет молодое, ухоженное дерево, то страховку сможет получить только владелец страховки, покрывающей подобные риски. Для владельцев участка или для департамента озеленения ветер будет тем форс-мажором, который освободит их от ответственности за причиненный автомобилю и его владельцу ущерб.
Что касается падений старых деревьев или веток, которые положено периодически срезать, то шансы на возмещение ущерба при отсутствии страховки будут достаточно велики.
Что делать
Разумеется, легче всего посоветовать застраховать автомобиль от всех возможных бед. Однако мы понимаем, что этот совет будет иметь нулевую ценность по ряду причин, а именно:
- стоимость страховки возрастает пропорционально включенным в нее рискам;
- страховые компании (зная и о ветре, и о старении зеленых насаждений) не очень охотно страхуют ТС от падения веток и деревьев.
То есть в большинстве случаев владельцу автомобиля, погребенного под деревом или покалеченного упавшей ветвью, приходится рассчитывать на собственные силы.
Соответственно, для того, чтобы получить возмещение, надо знать, как и куда применить эти собственные силы.
Мы понимаем, что граждане начинают искать информацию о том, что делать в случае падения дерева на их автомобиль уже после свершившегося факта.
Поэтому мы дадим несколько советов. Часть из них будет полезна гражданам, которые хотят знать о своих действиях на случай потенциального падения дерева.
Вторая часть будет полезна тем, кто сначала действует, а потом думает. То есть для тех, кто сразу освобождает автомобиль из плена и лишь потом размышляет на тему того, кто заплатит за ремонт.
Для предусмотрительных
Дерево на машину может упасть где угодно и когда угодно. Разумеется, если автомобиль припаркован, то дереву упасть на него будет намного удобнее.
Однако вполне возможен вариант падения дерева или его частей и на движущийся автомобиль.
Как бы то ни было, первое, что надо запомнить — это правило оставления всего неприкосновенным до того, как событие будет документировано.
То есть если автомобиль придавлен деревом, то пусть так и будет, пока каждый сантиметр места происшествия не будет зафиксирован тем или иным способом.
Итак, процедура действий будет следующей:
- оставляем все, как есть, и вызываем полицию. Если в момент падения дерева автомобиль двигался, то вызываем ГИБДД. Толку от полиции будет мало, предупреждаем сразу, но во всяком случае событие будет внесено в протокол осмотра места происшествия;
- поскольку к месту падения дерева полиция, как правило, едет долго ввиду отсутствия бензина и свободных сотрудников, за время ожидания следует составить собственный протокол осмотра места происшествия. Если дерево повредило несколько автомобилей, то можно сделать общий осмотр;
- не забывайте о фотографировании с привязкой к месту. То есть постарайтесь захватить как можно больше предметов, способных идентифицировать место, на котором имело место событие. Особое внимание уделите не столько видам с участием придавленного автомобиля, сколько самому дереву и месту его разлома. Помните, что дерево очень быстро исчезнет. А вместе с ним исчезнут и доказательства его старости и, как следствие, плохой работы муниципальных служб, не спиливших дерево вовремя;
- во время фотографирования уделите особое внимание знакам, запрещающим парковку. Если знак есть, то парковка автомобиля была осуществлена с нарушением закона, а значит, шансы получить возмещение будут нулевыми. Если знака нет или если он приютился вне зоны видимости, то фотографируйте особенно тщательно. Не исключено, что как только вы начнете процесс спора по возмещению, знак волшебным образом появится в нужном месте;
- если падение дерева входит в число страховых рисков по вашему полису, то о том, как получить страховое возмещение по договору Каско, вы можете прочитать на нашем сайте;
- если есть свободные средства, можно вызвать на место происшествия независимого эксперта, который оценит повреждения автомобиля. Акт экспертизы — это важная составляющая процесса спора по возмещению ущерба. Если возможности вызвать эксперта нет, то ничего страшного. Оценку ущерба сможет сделать любая автомастерская;
- после того, как все будет зафиксировано, и вы получите от работника полиции копию протокола об осмотре места происшествия, можно приступать к освобождению автомобиля собственными силами или при помощи МЧС.
А был ли форс-мажор
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, возмещение можно и не получить, если виновник ущерба докажет наличие форс-мажорных обстоятельств, например, сильного ветра, который и свалил дерево.
На самом деле не все так просто с форс-мажором. Дело в том, что в черте населенных пунктов существуют нормативы, которым должны соответствовать зеленые насаждения и, в частности, нормативы их устойчивости.
В настоящее время действуют нормативы, установленные еще в период существования СССР и утвержденные Министром жилищного хозяйства РСФР 11.12.1987 года.
Так, в соответствии с Нормами посадки деревьев и кустарников городских зеленых насаждений, вся территория РФ поделена на климатические зоны, и для каждой зоны предусмотрены наиболее оптимальные виды и плотность зеленых насаждений. Более того, имеются даже указания относительно сочетания одного вида дерева с другим по фитоценотическому признаку.
Помимо этого, имеются также указания:
- по критическому для деревьев возрасту, когда они должны быть спилены и заменены на новые;
- по качеству посадочного материала (крупномерные, маломерные и т.д.).
Так, в соответствии с нормами, для климатической зоны, к которой относится, к примеру, Санкт-Петербург, рекомендуемыми к посадке деревьями являются:
- плакучая и пушистая березы;
- дуб чешуйчатый;
- ель колючая обыкновенная;
- клен остролистный;
- сибирская лиственница;
- тополь берлинский.
Предположим, что в городе на Неве очень хорошо смотрелся бы орешник. Но дело в том, что в климатической зоне Петербурга орех может и вырастет, однако он будет слабым и неустойчивым, даже будучи при этом молодым.
То есть если на автомобиль упадет во время сильного ветра орешник, то несмотря на форс-мажоры, можно будет предъявлять претензии к муниципалитету (департаменту по благоустройству) на предмет возмещения ущерба.
Машина освобождена, что дальше
Дальнейшие действия будут зависеть от того, застрахован автомобиль или нет. Если застрахован, то нужно будет представить страховщику все необходимые документы и ждать оценки повреждений.
Если же страховки нет, то первое, что нужно будет выяснить — кому принадлежит упавшее дерево.
На самом деле у каждого дерева в стране есть свой хозяин, и определяется он по принадлежности земельного участка. Вообще земельные участки могут быть либо в собственности, либо в оперативном управлении.
У земель, находящихся в государственной собственности, есть свои распорядители в виде сельских советов, муниципалитетов, коммунальных служб, субъектов предпринимательской деятельности и т.д.
А вот задача выяснить, кто отвечает за землю, на которой выросло дерево, разбившее автомобиль — как раз и есть наиболее трудоемкая задача.
Как вариант, для выяснения, кому принадлежит упавшее дерево, можно либо запросить сведения из ЕГРН, либо обратиться в муниципалитет или местную организацию.
Всё выяснено. Что дальше
Правила хорошего тона рекомендуют прежде всего обратиться с претензией к владельцу дерева. Мы говорим о правилах хорошего тона, поскольку для этого вида споров обязательный досудебный порядок не предусмотрен.
Скорее всего, владелец дерева или проигнорирует претензию, или (в случае, если владельцем является муниципальный орган) ответит отказом.
То есть в большинстве случаев споры по возмещению ущерба в результате падения дерева доходят до суда.
В судебную инстанцию по месту нахождения (проживания) ответчика потребуется направить иск о возмещении ущерба. В иске потребуется доказать, что:
- ответчик является надлежащим, то есть что именно он отвечает за состояние дерева;
- повреждение транспортного средства имело место именно в связи с падением дерева или его частей;
- дерево упало потому, что ответчик ненадлежащим образом заботился о нем. Например, дерево было старым, высохшим, поврежденным, больным или не соответствовало по своим характеристикам климатическим условиям местности;
- сумма иска соответствует реальному ущербу в соответствии с актом оценочной экспертизы.