Плюсы и минусы УПД. Существуют ли налоговые риски?

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Универсальный передаточный документ (УПД) предназначен для оформления транзакций по многим видам договоров. Путем замены собой двух видов документов УПД одновременно является документом по начислению либо вычету НДС и служит документальным подтверждением доходов продавца (исполнителя) или расходов покупателя (заказчика). Налоговиками УПД принимается так же, как и стандартные счета-фактуры, а это значит, что никакие налоговые риски предпринимателю не грозят.

Выгодность применения

Реализация товаров и услуг плательщиками НДС оформляется двумя видами бухгалтерских документов:

  • документами первичного учета;
  • счетами-фактурами.

По сути, эти два документа дублируют друг друга, и в силу этого налоговыми органами был предложен единый документ на основе счета-фактуры – УПД.

Использование УПД в работе субъектов предпринимательской деятельности – это свободная опция, которую организации и предприятия выбирают или не выбирают исходя из собственных соображений. Как правило, введение на предприятии УПД обусловлено желанием облегчить нагрузку на бухгалтерию и снизить таким образом затраты.

Структура УПД

УПД — это совокупность всех реквизитов, свойственных первичному учетному документу и счету-фактуре.

Так, УПД, изданный поставщиком, станет для покупателя:

  • основанием для вычета НДС;
  • основанием для подтверждения расходов по налогу на прибыль.

Заполняется УПД с учетом вида условий осуществленной транзакции. Например:

  • предприятия, работающие по госконтрактам, заполняют строку 8 с указанием идентификатора государственного контракта;
  • графа 1а относится к транзакциям, связанным с поставками товара или услуг в страны ЕАЭС. Соответственно, данную графу заполняют только предприятия, работающие так или иначе с Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией, а предприятия, не работающие в этой сфере, проставляют в графе прочерк.

Периодически в связи с принимаемыми изменениями в нормативных актах бланки УПД нуждаются в корректировке.

Поскольку форма УПД в соответствии с письмом № ММВ-20-3/96 ФНС РФ от 21 октября 2013 года является не директивной, а рекомендованной, то следует либо вносить новые реквизиты самостоятельно в бланк старого образца, либо скачать на нашем сайте обновленный вариант.

В целом содержание универсального передаточного документа должно соответствовать требованиям главы 21 НК РФ в редакции, актуальной на момент заполнения УПД.

Сроки

Выше мы уже говорили, что УПД объединяет в себе признаки двух документов – первичного учета и счета-фактуры. А это значит, что требования закона к этим документам должны быть соблюдены и в отношении УПД.

Так, в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» и по аналогии с первичным учетным документом, УПД должен быть оформлен при совершении факта предпринимательской деятельности либо сразу после него.

Следует учитывать, что ФНС РФ допускает незначительные расхождения между датой оформления УПД и датой отгрузки (Приложение № 3 к письму ММВ-20-3/96@ от 21.10.2013) при следующих условиях:

  • если отгрузка имела место на следующий день после оформления документа;
  • если оформление УПД было невозможным во время совершения отгрузки.

Тем не менее общая рекомендация остается неизменной – УПД следует оформить не позднее рабочего дня, следующего за днем отгрузки.

Заполнение УПД

Прежде всего в бланке УПД следует указать, в каком качестве предполагается его использование. Так, выделяются два статуса документа:

  • статус 1 – счет-фактура и первичный документ;
  • статус 2 – только первичный документ.

В соответствии с избранным статусом регламентируется процедура заполнения документа. Так:

  • статус 1 подразумевает заполнение всех имеющихся в бланке реквизитов в соответствии со ст. 169 НК РФ;
  • статус 2 подразумевает заполнение всех реквизитов по Закону РФ «О бухгалтерском учете». То есть заполнение реквизитов счета-фактуры не требуется.

После определения статуса УПД в первой строке проставляется его регистрационный номер и дата заполнения.

Для статуса 1 номер регистрации будет соответствовать нумерации счетов-фактур. Для статуса 2 номер регистрации будет соответствовать нумерации первичных документов. Для корректировки допущенных в УПД ошибок применяются правила исправления для счетов-фактур.

Далее заполнение идет по строкам в соответствии со списком ниже:

  • строка 1 – дата составления УПД;
  • строки 2, 2А и 2Б – сведения о продавце;
  • строки 6, 6А и 6Б – сведения о покупателе;
  • строки 3 и 4 – соответственно сведения о грузоотправителе и о грузополучателе. Если предметом УПД является договор о выполнении работ или услуг, то в строках ставится прочерк;
  • строка 5 не заполняется, если УПД играет роль передаточного документа;
  • строка 7 – наименование валюты;
  • строка 11 – дата отгрузки (сдачи);
  • строка 14 – наименования сторон договора (покупатель-продавец, исполнитель-заказчик, агент). Строку 14 можно не заполнять, если на документе будут проставлены печати сторон;
  • строка 16 – дата получения.

После заполнения строк и граф указывается количество листов УПД. Подписывается документ должностным лицом: бухгалтером, главным бухгалтером, руководителем (ИП)

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии