Почему не работают экологические законы. Пример озера Байкал

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Результаты антропогенного воздействия на Байкал особенно видны на примере острова Ярки. По своей геологической структуре остров Ярки относится к намывным островам. Он представляет собой 17-километровую песчаную косу вдоль северного берега Байкала.

Из общих 17 километров 11 – это непрерывная полоса, а около 6 километров – это гряда маленьких песчаных островов. Так, до строительства Иркутской ГЭС, поднявшей уровень байкальских вод, площадь острова была не менее 3,5 квадратных километров. Поднявшаяся вода поглотила часть острова, создав 6 километров своеобразного архипелага, то есть цепочки маленьких островов. Совокупная площадь острова на настоящий момент составляет менее 1,8 квадратных километров.

По исследованиям Сибирского отделения Академии Наук РФ (СОРАН), значение острова Ярки для экосистемы Байкала можно приравнять к значению большого барьерного рифа для австралийской экосистемы. Окончательное уничтожение Ярки может привести к экологической катастрофе. Предполагается, что за исчезновением острова в Байкал хлынут грязные воды Ангарского залива-сора.

Состояние острова

Первый правительственный доклад о проблемах острова Ярки был опубликован в 2010 году. Тогда Минприроды РФ озвучило реальный ущерб, наносимый острову Ярки в результате антропогенного воздействия.

Было отмечено, что исчезновение Ярки, представляющего собой природный барраж, приведет к:

  1. Полному исчезновению Ангарского Сора как природной лагуны.
  2. Изменению экологического состояния Байкала.
  3. Повышению уровня Байкальского подпора.
  4. Изменению экологического режима всего региона.
  5. Непрогнозируемым изменениям состояния самого Байкала.

Исследования ученых лимнологического института СОРАН, опубликованные в журнале № 8 Российской Академии Естествознания еще в 2008 году, доказали, что песок, несомый в Байкал Ангарой, уже не может полностью задерживаться островом Ярки. Песок уходит в воды Байкала через двухкилометровую промоину между двумя островками, сформировавшимися в результате архипелагизации Ярки.

Докладом Минприроды РФ «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 г.», основанным на выводах СОРАН, впервые был признан официально факт наличия катастрофических абразионных изменений острова Ярки. Следствием доклада стало принятие Постановления Правительства Бурятии № 261 от 30.05.2013 года «О госпрограмме охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов».

Пункт 2.1.21 госпрограммы касается исключительно положения дел на острове Ярки. Так, с целью сохранения территории острова и недопущения его дальнейшей архипелагизации, был запланирован ряд мер по укреплению берегов Ярки.

Планы по предотвращению разрушения Ярки

Минприродресурсы Бурятии 20.10.2005 года заключило договор с НИИ транспортного строительства, в соответствии с которым НИИ разработал проект, направленный на создание конструкций, укрепляющих берега архипелаговых островков Ярки.

При создании проекта ученые отметили, что песчаные берега Ярки размываются с достаточно высокой скоростью, создавая промоины в некогда единой песчаной косе. В соответствии с этим исследованием остров Ярки стал рассматриваться как архипелаг, сформировавшийся из части большого острова.

Законодательные разногласия

По сути, причиной исчезновения Ярки стали байкальские воды, затопляющие остров, а значит, в силу ст. 67 Водного кодекса РФ для спасения Ярки должны быть проведены защитные мероприятия. Проводить эти мероприятия должен владелец водного объекта, в данном случае – Байкала.

При этом Байкал является федеральной собственностью, в соответствии с перечнем № 2054-Р, изданным Правительством РФ в 2008 году. Сложность состоит в том, что Байкал находится на территории нескольких субъектов Федерации. То есть, в соответствии с Водным кодексом РФ, природоохранные меры должны финансироваться из федерального бюджета, в то время как средства охраны Байкала в их материальном выражении находятся в ведении субъектов Федерации. Таким образом, полного согласования мер, предпринимаемых на федеральном и региональном уровне, добиться крайне сложно.

Как обойти противоречия

Эксперты полагают, что спасение Ярки возможно только в случае предоставления федеральным органам полномочий на распоряжение средствами защиты, находящимися на территориях субъектов Федерации.

Так, госпрограммой «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 гг.» предусматривается разработка региональных программ, направленных на охрану водных объектов. В рамках осуществления госпрограммы был объявлен конкурс проектов инженерных берегоукрепительных сооружений.

Отобранный лучший вариант станет совместным для федеральных органов и для субъектов Федерации, тем более что стратегические государственные планы по охране водных ресурсов предусматривают финансовую и организационную государственную помощь регионам по строительству и реконструкциям инженерно-защитных береговых сооружений, дамб и дренажей. Более того, на условиях софинансирования предоставляется господдержка и в тех случаях, когда меры по защите водного объекта требуют:

  • переселения проживающих у водного объекта лиц;
  • сноса либо переноса объектов хозяйственной деятельности;
  • переноса сельхозугодий.

Основным условием государственного финансирования вышеперечисленных мер является наличие у субъекта Федерации целевых планов по защите и строительству гидротехнических сооружений.

Отсутствие нормативных актов прямого действия

Сколько бы преференциальных условий ни обещали государственные программы по защите водных объектов, находящихся в федеральной собственности, прямых действенных нормативных актов, касающихся именно защиты Байкала в целом и острова Ярки в частности, в Российской Федерации практически нет.

Принятый в 1999 году рамочный Федеральный Закон «О защите озера Байкал» дает наиболее общие правила охраны Байкала, однако нет ни одного нормативного акта, который был бы направлен непосредственно на защиту острова Ярки как объекта, являющегося неотъемлемой и крайне важной частью Байкала, входящего в Список всемирного природного наследия.

Необходимость в совершенствовании законодательства

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что законодательная база, регламентирующая создание и применение мер по охране уникальной природы и водного бассейна Байкала, остро нуждается не только в развитии, но и в адаптации к имеющимся нормативным актам, разделяющим полномочия федеральных и региональных органов власти.

Необходимость в совершенствовании законодательства в области охраны Байкала обусловлена:

  1. Важностью Байкала как уникального природного объекта.
  2. Срочностью приведения законодательства в соответствие с существующими условиями. Все нормативные акты РФ, так или иначе касающиеся озера Байкал, были приняты около 20 лет назад.
  3. Изменениями в экономической и хозяйственной деятельности населения в прибайкальских территориях. Массовое развитие туризма на Байкале, туристический бум на острове Ярки нуждаются в правовом регулировании с точки зрения снижения воздействия потоков туристов на хрупкую байкальскую природу.
  4. Необратимыми изменениями, уже произошедшими в экосистеме Байкала за время, прошедшее с момента принятия Закона РФ «Об охране озера Байкал».

Помимо того, что нормативные акты по Байкалу должны находиться в тесной взаимосвязи с имеющимися реалиями, они должны быть взаимосвязаны между собой.

То есть имеющиеся уже нормативные акты, а также те нормативные акты, которые будут приняты в недалеком будущем, должны не противоречить, а дополнять друг друга. Любой закон, постановление либо распоряжение, принятые на федеральном или региональном уровне касательно хозяйственного или любого другого вида человеческой деятельности на прибайкальских территориях, изначально должны быть соединены с нормативными актами о защите Байкала.

Только подобный комплексный подход обеспечит единообразие и системность подхода к экологическим проблемам Байкала, снизит вред, наносимый Байкалу и острову Ярки в результате антропогенного воздействия. Только системное и согласованное нормативное регулирование защитных мер сведет к минимуму риск исчезновения острова Ярки с карты Байкала.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии