Разбор закона об иностранных агентах

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Иностранные агенты, они же иноагенты, — понятие, которое ввели в российские законы только с 2012 года. Немудрено, что многие вообще пока не особо представляют, что это за иноагенты и с чем их едят. Кому-то, к примеру, запросто покажется, что речь об агентах иностранных разведок. А тут ещё и постоянно вносят в закон об иноагентах изменения. Так что определённо стоит разобраться со всем этим чуть подробнее.

Попробуем понять, что это за статус — «иностранный агент», а заодно — почему многие воспринимают это как клеймо, к чему такой статус обязывает, что это всё значит для России в целом и для каждого гражданина в отдельности.

Для начала: кто такие иноагенты?

С 2012 года сильно изменилось российское законодательство, по которому работают некоммерческие организации (НКО). От коммерческих они отличаются тем, что у них нет главной цели получить прибыль и распределить между участниками, а значит, они трудятся ради чего-то другого. Например, распространяют информацию в интернете.

Так вот, чтобы некоммерческую организацию признали иностранным агентом, должны соблюдаться два условия:

  1. НКО в России занимается политической деятельностью. То есть участники не просто сажают цветочки или учат детей собирать конструктор — они явно хотят повлиять на политическую обстановку.
  2. Эта же самая НКО получает деньги или имущество из-за рубежа. Возможно, от организаций. А возможно, от частных лиц (инвесторов). Ведь даже если организация некоммерческая, ей всё равно нужны средства, чтобы работать.

Вот и получается, что всякие магазины техники или общепит, работающий под зарубежными брендами, — это не иноагенты. Потому что они коммерческие, они работают ради прибыли. А иноагенты — это как раз те, кому платят из-за рубежа, чтобы они влияли на политическую обстановку в России.

Так иноагенты — это только организации?

Примерно этим же вопросом задались законодатели, чуть понаблюдав, как работают новые нормы. Понятное дело, что многие НКО не хотели «палиться» и попытались уйти в тень. Поначалу это было довольно легко сделать: участники организации просто перестают называть себя единой командой — по крайней мере, публично. Каждый (вроде как!) начинает действовать сам по себе. Никакой организации нет. А нет организации — нет иноагента.

Но эту «дырку» довольно быстро заделали. Нормы об иностранных агентах распространили и на физических лиц. Смысл получился примерно такой: чтобы кого-то объявили иноагентом, должны тоже соблюдаться два условия:

  1. Гражданин действует в интересах иностранного СМИ: журнала, газеты, телешоу, интернет-издания. И в интересах этого СМИ распространяет материалы: тексты, звуковые записи, видеоролики. Причём не те, которые передают «из рук в руки», а заранее рассчитанные на широкий круг.
  2. При этом гражданин получает поддержку из-за рубежа. Сегодня отследить это гораздо проще, чем в те времена, когда деньги были исключительно бумажными и их перевозили через границу в мешках.

Кто же массово распространяет информацию? На ум приходят не только политические активисты и журналисты. Есть ещё блогеры, видеоблогеры, звёзды искусства, киноактёры — список получится длинный. Их контент тоже заранее рассчитан на широкую аудиторию.

После начальных дополнений оставалось немало вопросов, например:

  • Как понять, что материал должен был повлиять на политическую обстановку в стране? А если, например, кто-то срепостил видео к себе на страницу, но при этом снабдил политическим предисловием?
  • Как узнать, что гражданин действует в интересах иностранного СМИ? А если он просто читает зарубежный блог, и так уж вышло, что его мнение совпадает с мнением редакции?
  • Как вообще определить, предназначался ли материал для широкой аудитории? А если кто-то поделился частным мнением в переписке, а его мнение потом процитировали на весь интернет?

Так что потом законодательство снова доработали. Появились новые важные условия, без которых нельзя признать, что гражданин работает как иноагент. Вот что он должен делать, чтобы получить такой статус:

  • действовать в России в интересах другого государства;
  • вести политическую работу, целенаправленно собирать сведения, которые за рубежом могут использовать против России (например, о военной технике).

Можно вести только политическую работу или только собирать сведения — главное, что в интересах другого государства. Вот тогда-то «активиста» признают иноагентом, а точнее, как написано в сухом тексте закона, «физическим лицом, выполняющим функции иноагента». Причём само физлицо может иметь любое гражданство: российское, иностранное, двойное, тройное или вообще быть лицом без гражданства. На статус это не повлияет.

Что же должны делать иноагенты?

Как видно, никакого «клейма» здесь нет. Никто не обязывает ходить с табличкой по улице, чтобы прохожие показывали пальцем и кричали: «Иноагент!»

В самом статусе вообще нет практически никаких ограничений. Он скорее информирующий. Примерно как состав сока в пакете. Хочется ведь заранее знать, какой вкус будет у сока. Согласитесь, было бы крайне неудобно, если бы на всех соках были только названия, так что их приходилось бы покупать и пробовать на вкус.

Вот так же и с иностранными агентами. Если речь о гражданах, то для них список обязательств довольно простой:

  1. Подать уведомление о получении такого статуса в уполномоченный орган.
  2. Каждые полгода отчитываться о своей работе и о потраченных деньгах, которые были получены из-за рубежа.
  3. Распространяя информацию о политической деятельности через СМИ, указывать, что распространитель является иноагентом.

Важно! Кое-что таким гражданам закон всё-таки запрещает делать. В частности, занимать государственные и муниципальные должности и иметь доступ к гостайне. Запрет снимается после того, как гражданин перестаёт числиться иноагентом.

С организациями ситуация примерно та же. Сейчас, кстати, в реестр иноагентов вносят уже не только некоммерческие организации. Добавляют и общественные объединения, которые официально не зарегистрированы, но всё равно ведут политическую деятельность в России и получают поддержку из-за рубежа. Вот что должны делать организации:

  1. Аналогично уведомить уполномоченный орган.
  2. Отчитываться о том, какое финансирование пришло из-за рубежа, для чего предназначались деньги и на что их фактически потратили.
  3. Точно так же маркировать материалы. Распространяя их через СМИ, надо указывать, что распространитель — иноагент.

Кстати говоря, когда закон вновь дорабатывали, было предложено уточнить и чётко прописать, что такое политическая деятельность. Специально для того, чтобы не было всяких двояких толкований.

О том, что такое политическая деятельность, писать можно отдельно и довольно долго. Если кратко, это всё, что связано с политикой: законами, выборами, международными отношениями, обороной и так далее. К политике не относятся, само собой, наука, искусство, медицина, спорт, социальная поддержка. Пропаганда здорового образа жизни, благотворительность или, например, защита окружающей среды — это тоже не политика.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии