Претензии, требования, предложения, жалобы, письма — в этой терминологии неспециалисту легко запутаться. На самом деле и первое, и второе, и третье — это всего лишь названия письменной корреспонденции, посредством которой стороны правоотношения пытаются решить спорную ситуацию в досудебном порядке. О том, что такое досудебный порядок, в каких случаях написание претензии является обязательным условием рассмотрения спора и о том, следует ли возлагать на претензию много надежд, мы поговорим в этой статье.
Это сладкое слово
Нам трудно судить, почему слово «претензия» пользуется такой любовью наших соотечественников. Претензии шлют по почте, отправляют их в виде смс, в копиях претензий заставляют расписаться их адресатов, претензии пишут генеральному прокурору, а ответы на претензию нетерпеливо ждут, ежечасно проверяя почтовые ящики.
На самом деле «претензия» — это всего лишь слово. Более того, «претензия» — это даже не юридический термин, а название письма, в котором излагаются требования, проистекающие из различных договорных отношений. При этом для письма совсем не важно, как именно оно называется. Это означает, что письменное послание, называющееся претензией, не будет иметь никаких преимуществ перед аналогичным посланием, но называющимся, к примеру «жалоба».
Дело в том, что и претензия, и жалоба, и требование и просто письмо без названия будут одним и тем же документом, свидетельствующим о попытке досудебного рассмотрения спора.
Внесудебный порядок
Договорные правоотношения — это свободное волеизъявление сторон по совершению сделок, не запрещенных законом. В рамках договора стороны могут договариваться о чем угодно, в том числе и о предварительном досудебном рассмотрении споров.
Вообще досудебный порядок — это не более чем попытка решить спорную ситуацию, не прибегая к помощи исковых заявлений. В рамках досудебного разбирательства стороны могут выдвигать требования, заключать мировые и дополнительные соглашения и т.д.
В равной степени стороны могут также игнорировать претензии, поскольку не существует ни единого нормативного акта, который предусматривал бы ответственность за игнорирование претензии.
На самом деле возможность игнорирования претензий — это жесточайшая лакуна российского законодательства.
Так, существует целый ряд нормативных актов, в той или иной степени регламентирующих сроки и обязанность дачи ответа на претензию, а именно:
- Федеральный Закон «О порядке рассмотрения заявлений граждан»;
- Постановление 354 Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года;
- Постановление №731 Правительства РФ;
- Закон РФ «О защите прав потребителей»;
- глава 11 ГК РФ;
- Закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Но дело в том, что любое директивное указание закона должно быть подкреплено санкциями за неисполнение этих указаний. Однако именно эти виды санкций и не предусмотрены законом.
В силу ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность в виде штрафа за неисполнение законных требований претензии.
На самом деле, это изначально мертворожденная статья, поскольку законность или незаконность требований может установить только суд. А следовательно, никто не может требовать удовлетворения претензии до тех пор, пока законность претензии не будет доказана.
Обязательный и необязательный досудебный порядок
Нам трудно судить, почему законодатель ввел обязательность досудебного порядка по некоторым правоотношениям. В некоторых случаях, например по обязательному досудебному порядку в спорах со страховщиками это можно объяснить возможным лоббированием.
Как бы то ни было, на законодательном уровне введен обязательный досудебный порядок рассмотрения споров по целому ряду правоотношений. Наиболее полная справочная информация о видах этих правоотношений содержится на сайте КонсультантПлюс по ссылке.