Какие бывают виды ЭЦП и зачем может понадобиться электронная цифровая подпись

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Трудно представить современный бизнес без взаимодействия посредством электронных средств связи. И электронная цифровая подпись, введенная в правовое поле Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», используется в предпринимательской среде все шире.

Кажется, чего проще: поставить галочку в электронном документе — и сделка заключена, а документы в налоговую отправлены без задержек. Вот только когда предприниматель узнает, что ЭЦП (так мы для удобства будем именовать электронную цифровую подпись) существует аж в трех видах, и для каждого из них установлен свой круг ситуаций и документов, для которых они могут быть применены, это может вызвать растерянность.

Разберемся ниже, стоит ли сразу «заводить» самую дорогую квалифицированную усиленную ЭЦП, или можно ограничиться простой, и почему даже «правильная» подпись может превратить документ в бесполезную бумажку.

Разновидности электронной подписи

В настоящее время законом определены три вида ЭЦП:

  • простая;
  • усиленная неквалифицированная;
  • усиленная квалифицированная.

Простая в этой тройке обладает самым минимальным набором «полномочий». С помощью этой подписи можно:

  • получать некоторые муниципальные или госуслуги (но на сайте должна быть прямо оговорена такая возможность);
  • совершать покупки в интернет-магазинах;
  • работать с мобильным банком;
  • подавать электронные копии документов в суды (это, однако, не отменяет обязанность предоставить оригиналы).

Следующий вид — неквалифицированная подпись. Эта подпись может использоваться для подписания документов, которыми обмениваются между собой как подразделения одной организации, так и разных. Она позволяет легко идентифицировать лицо, подписавшее документ, а кроме того, с ее помощью можно отследить изменения, сделанные в документе уже после его подписания.

Квалифицированная подпись — это третий вид ЭЦП. Она, в отличие от неквалифицированной, имеет специальный ключ проверки и создана и проверяется особым образом в соответствии с законом об ЭЦП. Эта подпись предоставляет ее обладателю право:

  • подписывать счета-фактуры (пункт 6 статьи 169 НК РФ);
  • направлять заявления о постановке на учет или о снятии с учета в ИФНС (пункт 5.1 статьи 84 НК РФ);
  • подавать налоговую декларацию (пункт 1 статьи 80 НК РФ);
  • принимать участие в торгах и государственных закупках (Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах»; Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
  • обмениваться документами с сотрудниками, работающими дистанционно (статья 312.1. ТК РФ);
  • подавать документы для государственного кадастрового учета (статья 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);
  • подавать документы в суды (Приказ судебного департамента при Верховном суде РФ от 27 декабря 2016 года № 251; Приказ судебного департамента при Верховном суде РФ от 28 декабря 2016 года № 252).

Сертификаты

Усиленная квалифицированная подпись должна иметь сертификат, которым подтверждается ее принадлежность определенному лицу и легитимность. Эти сертификаты выдаются специальными организациями — удостоверяющими центрами, причем:

  • для получения неквалифицированной подписи центр не обязан иметь аккредитацию;
  • а вот чтобы выдавать квалифицированные ЭЦП, эта аккредитация нужна.

Перед обращением в центр за соответствующей подписью этот момент стоит уточнить. Сделать это можно на сайте Министерства связи бесплатно.

Сертификаты имеют срок действия, поэтому перед подписанием документа, особенно если речь идет о каком-то важном документе, следует убедиться, что срок действия сертификата не истек.

Как ЭЦП защищает документы

В зависимости от вида ЭЦП она обеспечивает разные степени защиты документов:

  • позволяет четко установить автора документа (все виды подписи);
  • дает возможность отследить вносимые в документ изменения (усиленные виды подписи);
  • защищает документ от фальсификации (усиленные подписи).

Ошибки при использовании подписи

Рассмотрим самые основные ошибки, возникающие при использовании ЭЦП.

  1. Использование не того вида электронной цифровой подписи. Как мы уже указали выше, обязанность использовать тот или иной вид ЭЦП должна быть прямо оговорена законом. То есть, например, подача в ИФНС налоговой декларации, подписанной простой ЭЦП, будет только тратой времени, поскольку закон предусматривает для этого использование квалифицированной ЭЦП.
  2. Использование ЭЦП с истекшим сроком действия сертификата. Такие документы будут изначально считаться недействительными.
  3. Использование ЭЦП при подаче бумажных документов. Распечатанный электронный документ с атрибутом «подписано электронной подписью» не является аналогом подписанного собственноручной подписью бумажного документа. ЭЦП действует только в отношении электронного документа.

Как мы видим, электронная цифровая подпись — удобный современный инструмент, который способен сэкономить время и значительно ускорить делопроизводство. Конечно, при условии, что ЭЦП будет использоваться в соответствии с ее назначением.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии