Как подать жалобу в государственную инспекцию труда

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ).

В субъектах Российской Федерации государственный надзор в сфере труда осуществляют государственные инспекции труда (п. 2 Положения о государственном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875). О том, как составить и как подать жалобу в трудовую инспекцию, мы расскажем ниже.

Содержание жалобы

Вне зависимости от того, как подается жалоба, она должна содержать в себе следующие обязательные элементы (ст. 7 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ):

  1. наименование инспекции труда, куда направляется заявление. При подаче заявления в электронной форме инспекция будет выбрана программой автоматически после внесения сведений о работодателе, в отношении которого составляется жалоба;
  2. данные о заявителе: фамилия, имя, отчество (при подаче жалобы в электронной форме дополнительно потребуется никнейм);
  3. почтовый (электронный) адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  4. данные работодателя: наименование, фактический адрес, тип организации, данные руководителя, ИНН/ОГРН;
  5. суть жалобы (указывается событие или предполагаемые нарушения трудовых прав);
  6. приложения — документы, подтверждающие изложенное;
  7. просьбу к инспекции (организовать проверку, предоставить официальную консультацию и т.п.).

Если заявление составляется в бумажном виде, потребуется проставить подпись заявителя и дату.

Способы подачи

Подача жалобы в Государственную инспекцию труда в настоящее время возможна:

  • в электронном виде через сайт «Онлайнинспекция.рф» или на электронный адрес территориальной инспекции труда;
  • в бумажном виде через МФЦ;
  • в бумажном виде Почтой России;
  • в бумажном виде в территориальный отдел трудовой инспекции.

Особенности подачи жалобы

В жалобе необходимо указывать свои настоящие данные. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ).

При подаче жалобы лично сотрудник инспекции труда, принявший жалобу, обязан поставить число и подпись на втором экземпляре, который останется у заявителя.

Если жалобу решено отправить по почте, отправку необходимо оформить как заказное письмо с уведомлением о вручении. Это уведомление будет являться подтверждением того, что письмо дошло до адресата, а также будет содержать дату получения жалобы инспекцией.

Если у заявителя нет возможности приложить необходимые документы в электронном виде, их можно дополнительно направить в бумажном виде (ч. 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).

Работник вправе просить проведения конфиденциальной проверки. Это означает, что при проведении проверки работодателю не будет сообщено имя работника, который в таком случае может избежать преследования со стороны работодателя (ст. 358 ТК РФ).

Когда ждать ответа на жалобу

Письменное обращение подлежит регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственную инспекцию труда (ч. 2 ст. 8 Закона N 59-ФЗ).

Обращения (заявления и жалобы) рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).

При необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом заявитель должен быть поставлен в известность о продлении сроков рассмотрения заявления (жалобы) (ч. 2 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственной инспекции труда, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (ч. 3 ст. 8 Закона N 59-ФЗ).

Каков будет результат

На основании жалобы государственная инспекция труда обязана провести проверку (пп. «б» п. 10 Положения). Во время проверки инспектор устанавливает факты нарушения трудовых прав работника, указанные в жалобе, либо их отсутствие.

В случае если жалоба направляется в электронном виде, работнику может быть дана официальная консультация по вопросу.

По результатам проверки составляется акт (п. 14 Положения). При подтверждении фактов нарушения трудовых прав руководителю организации-работодателя выдается предписание об устранении выявленных нарушений (ст. 357 ТК РФ).

Заявителю направляется письменный мотивированный ответ по существу поставленных в обращении (жалобе) вопросов, в котором указывается:

  • какие факты нарушений трудовых прав подтвердились в ходе рассмотрения обращения (жалобы) и проведения проверки у работодателя;
  • какие меры были приняты к работодателю (выдано предписание, возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение законодательства о труде);
  • порядок дальнейших действий для восстановления нарушенных прав или оспариваемых интересов, если в соответствии с полномочиями государственной инспекции труда разрешить поставленные в жалобе вопросы не представилось возможным (п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).

В случае несогласия с полученным ответом заявитель имеет право подать жалобу руководителю территориальной инспекции труда (ст. 361 ТК РФ; абз. 2 п. 113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н).

Заявитель, права которого нарушены действиями (бездействием) трудового инспектора, вправе также обратиться с заявлением в суд (ст. 361 ТК РФ).

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости — www.онлайнинспекция.рф

Официальный сайт Государственной инспекции труда в г. Москве — https://git77.rostrud.ru/

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии