Существует единственный законный способ вызова в военкомат – это письменная повестка, предусмотренная Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и врученная вызываемому лицу в соответствии с установленными правилами.
Иные способы оповещения о необходимости явки в военкомат допускаются только для дублирования повестки и только при условии ее предварительного направления.
Повестка военного комиссариата
Повестка состоит из двух частей — непосредственно самой повестки и отрывного корешка, на котором ставится подпись оповещенного гражданина и который возвращается в военный комиссариат муниципального образования. Каждая повестка должна иметь уникальные серию и номер.
Повестка должна быть подписана военным комиссаром и заверена печатью военного комиссариата.
В повестке указывается одна из следующих причин вызова в военный комиссариат (Приложение N 30 к Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400):
- для уточнения документов воинского учета;
- прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним;
- прохождения призывной комиссии, которая примет одно из следующих решений: прохождения призывной комиссии субъекта РФ, отправки к месту прохождения военной службы, направления на альтернативную гражданскую службу.
Иные мотивы вызова в военкомат законом не предусмотрены.
По результатам обследования призывников и изучения их личных дел призывная комиссия вправе принять одно из следующих решений:
- о призыве на военную службу;
- о направлении на альтернативную гражданскую службу;
- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
- об освобождении от призыва на военную службу;
- об освобождении от исполнения воинской обязанности;
- о зачислении в запас.
Порядок вручения повестки
Вручают повестку призывнику под расписку только установленные законодательством лица (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3; п. 34 Инструкции):
- работники военного комиссариата или из числа личного состава участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях;
- должностные лица органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета;
- по месту работы (учебы) руководители и должностные лица организаций, ответственные за военно-учетную работу.
Повестка вручается, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, призывник считается уведомленным о явке в военкомат, если повестка была надлежащим образом оформлена и вручена ему под расписку уполномоченным лицом.
Допускается направление повестки посредством почтового отправления. Однако получение повестки простым письмом не будет считаться подтвержденным. Также призывник может уклониться и от получения заказного письма, подразумевающего проставление подписи в получении. В этом случае повестка будет считаться неврученной.
Более того, вручение заказного или ценного письма под подпись любому другому лицу, кроме призывника, также дает основания считать повестку неврученной.
Неявка в военкомат по повестке
Как и у любой другой неявки, у неявки в военкомат могут быть уважительные или неуважительные причины. К уважительным причинам относятся:
- болезнь или увечье призывника, сделавшие невозможными его явку;
- тяжелая болезнь близких родственников призывника;
- участие призывника в похоронах близких родственников;
- возникновение неких стихийных обстоятельств, препятствующих явке в военкомат и не зависящих от воли призывника. Это могут быть наводнения, эпидемии, оползни, разрушения путей сообщения и т.д.;
- любые другие причины, если призывная комиссия или суд сочтут их уважительными.
Явка в военкомат станет обязательной немедленно после устранения (исчезновения) этих причин.
Неявка в военкомат при наличии подтверждения в получении повестки может повлечь за собой:
- административную ответственность по ст.ст.21.5, 21.6 КоАП РФ в виде штрафа либо предупреждения;
- уголовную ответственность по ст. 328 УК РФ, если неявка носила систематический характер либо была сопряжена с другими действиями, например, с предоставлением фиктивных справок, с умышленным нанесением себе увечий, с симулированием болезни и т.д. Санкции ст. 328 УК РФ предусматривают наказание либо в виде штрафа, либо в виде принудительных работ, либо в виде лишения свободы.
Неполучение повестки
В Интернете усиленно муссируются слухи о том, что в силу некоего нового закона «О повестках в военкомат» на призывников возлагается ответственность явиться в военкомат самостоятельно в случае неполучения по той или иной причине повестки.
На самом деле, как это часто бывает в Интернете, единожды опубликованные недостоверные сведения стали тиражировать в таких объемах, что теперь эти недостоверные сведения воспринимаются как правда. Разумеется, не существует и не может существовать никакого закона «О повестках», поскольку настолько узкий, рамочный закон является юридическим нонсенсом.
Существует единственный Закон «О воинской обязанности и военной службе», в который действительно были включены некоторые изменения и дополнения, касающиеся действий призывника в случае неполучения повестки.
В силу этих дополнений появилась диспозиция, касающаяся самостоятельной явки призывника в военкомат к дате следующего призыва, если он по какой-то причине не получил повестку на предыдущий (свой) призыв. Автор этой статьи как юрист затрудняется определить, что это значит и для чего данная диспозиция была введена в закон.
Дело в том, что обязанность проведения мероприятий по призыву как было поле деятельности военкоматов, так и осталось. То есть не существует установленной законом обязанности призывника отслеживать «свой» призыв. В противном случае следовало бы пересмотреть полномочия военкоматов.
Единственным законным основанием для возникновения обязанности явиться в военкомат по-прежнему считается врученная надлежащим образом повестка. Более того, ответственность призывника за неявку в военкомат возникает лишь при условии надлежащего вручения ему повестки.
То есть, и с точки зрения закона, и с точки зрения элементарной логики, никто не обязан бегать в военкомат, чтобы случайно не пропустить свой «призыв».
Единственным негативным последствием несоблюдения вышеописанной диспозиции о самостоятельной явке в военкомат может быть выдача призывнику со временем справки «уклониста» вместо военного билета со всеми вытекающими из этого последствиями – сложностями при трудоустройстве или получении водительского удостоверения.