Можно ли вернуть невозвратный электронный авиабилет

Любой проездной билет, будь то авиабилет, билет на поезд или на автобус – это всегда эквивалент договора на основе публичной оферты, заключенного между пассажиром и перевозчиком. В свою очередь любой договор включает в себя положения относительно условий расторжения договора в одностороннем порядке.

Применительно к договору авиаперевозки возврат пассажиром билета расценивается как расторжение договора, и возможность возврата денег за билет в этом случае всецело определяется договорными условиями. О том, можно ли вернуть электронный авиабилет, не подлежащий возврату, мы поговорим ниже.

Договор присоединения

Договоры публичной оферты, к которым относятся и договоры перевозки, как правило, являются также договорами присоединения. В силу условий присоединения пассажир, приобретая билет, соглашается (присоединяется) с условиями, предложенными перевозчиком.

К числу этих условий, в соответствии со ст.ст.103, 108 Воздушного кодекса РФ, относятся возможность или невозможность возврата стоимости билета в случае отказа пассажира от поездки.

При этом перевозчик обязан в момент приобретения билета известить пассажира об условиях возврата билета.

Зачастую авиабилеты продаются на условиях их невозвратности. Цена на них, как правило, ниже, чем на обычные авиабилеты (которые возможно вернуть), что обусловлено риском, который принимает на себя пассажир в случае отказа от перелета.

Возврат невозвратных билетов

Вместе с тем в определенных случаях даже при приобретении «невозвратного» авиабилета возможно вернуть его стоимость.

Если авиабилет приобретен с условием о невозврате платы за него («невозвратный» билет), его стоимость при отказе от перелета не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств (например, аэропортовых сборов) (пп. 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ).

В соответствии со ст. 108 ВК РФ невозвратные билеты будут считаться возвратными в случаях, когда отказ от поездки связан:

  • с болезнью пассажира либо любого из членов его семьи, приобретших билет на тот же рейс, при условии, что факт болезни будет подтвержден документально;
  • со смертью членов семьи или близких родственников пассажира, при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;
  • с задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию;
  • с изменением перевозчиком маршрута перевозки;
  • с «накладками» при отправке пассажира, в ходе которых пассажиру не смогли предоставить место на рейс и дату, указанные в билете;
  • с пропуском пассажиром посадки по вине служб аэропорта, например, при затянувшемся досмотре при условии, что досмотр не обнаружил в багаже пассажира запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • с необеспечением перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
  • с неправильным оформлением билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
  • с непредоставлением пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете.

Также перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях (п. 227 Федеральных авиационных правил).

Примечание. Расчет суммы, подлежащей возврату в случае вынужденного отказа пассажира от всей перевозки или ее части, производится в установленном порядке (п. п. 116121 Правил, утв. Приказом Минтранса России N 155).

Связанные ситуации

Как вернуть электронный билет? Узнать →

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии