Защита прав потребителей представляет собой перечень мероприятий, цель которых – регулирование отношений между покупателем и предпринимателем (производителем, исполнителем). Эти меры включают в себя определение прав потребителей, виды нарушений прав, инструменты для их защиты.
История
Элементы защиты прав потребителей можно найти уже в Законах Хаммурапи (18 век до нашей эры). Однако тогда они не были выделены в отдельную группу. Значимым этапом является введение «Билля о правах потребителя» в 1962 году.
Джон Кеннеди, принявший Билль, назвал главные права потребителя. Это право на компенсацию ущерба, информирование, безопасность, выбор. Кроме того, потребители имеют право быть услышанными. Позже было добавлено еще 2 права – на удовлетворение основных потребностей и безопасную окружающую среду.
В России ФЗ «О защите прав потребителей» введен в 1992 году. Принятие закона знаменовало начало ориентации на потребности покупателей. Ранее приоритет отдавался продавцу, в роли которых выступало государство.
Законодательное обоснование
Отношения между потребителем и продавцом регулируются не только ФЗ «ОЗПП», но и ГК. Еще один источник регулирования – «Руководящие принципы», принятые Резолюцией №39/248. В самом ФЗ «ОЗПП» есть ссылки на другие законы и нормативные акты (в том числе, на международные).
Элементы защиты прав
На практическом уровне защита прав покупателей предполагает эти элементы:
- Возврат или обмен продукции в случае обнаружения дефектов, недостатков, истечения срока годности.
- Компенсация причиненного ущерба.
- Проверка качества товаров и услуг.
- Формирование документов, которые подтверждают качество продукции (к примеру, сертификаты).
- Гарантийный ремонт.
ФЗ «ОЗПП» постоянно обновляется и дополняется. К примеру, с развитием интернета отношения между покупателем и продавцом изменились. Причиной изменения стало появление возможности дистанционной покупки через интернет-магазин. В связи с этим появляются нормы, регулирующие именно дистанционные отношения.
Реализация прав потребителя
Для защиты своих прав потребитель может обратиться в различные органы. Это Роспотребнадзор, ФАС. Кроме того, покупатель имеет право подать иск в суд в случае нарушения его прав.
Еще одна значимая структура – общество по защите ПП. Главная его задача – защита прав покупателей при покупке изделий или услуг. В основном, общество занимается досудебным урегулированием конфликтов. Функции ведомства:
- Подготовка исков и жалоб для дальнейшей их отправки в суды.
- Анализ договоров потребителей на предмет выявления противоречий и нарушений.
- Проведение экспертиз и составление экспертного мнения.
- Разъяснительная работа.
ФАС также является значимым органом. Главная ее функция – контроль над субъектами антимонопольных норм. Однако антимонопольная служба занимается также и рассмотрением заявлений граждан.
Уголок потребителя
В каждом коммерческом учреждении, продающем товар или предоставляющем услуги, должен быть уголок потребителя. Он требуется для информирования покупателей. Как правило, уголок представляет собой информационный стенд. На нем размещаются сведения о продавце (к примеру, данные о госрегистрации), законы о защите ПП, книга жалоб, техника для измерения цены и веса продукции.
Если уголок потребителя отсутствует, потребитель может обратиться к продавцу с просьбой об его оборудовании. Он также имеет право подать жалобы в уполномоченные органы.