Продавцы (исполнители) обязаны довести до сведения потребителей товаров, работ, услуг предусмотренную законодательством информацию, предоставить определенные документы и оборудование. С этой целью оборудуется специальное место, которое в обиходе часто называется «уголок потребителя». Это может быть информационный стенд, например на стене, или обязательная информация подкрепляется в папку, но в любом случае она должна находиться в доступном для потребителя месте.
Оснащение «уголка потребителя»
В «уголке потребителя» размещается следующая информация, документы и оборудование.
1. Информация о продавце (исполнителе) (ст. 8, п. п. 1, 2 ст. 9 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55; п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036; п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006):
- информация о государственной регистрации продавца (исполнителя) и наименовании зарегистрировавшего его органа;
- информация о виде деятельности продавца (исполнителя), если она подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию;
- номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию, если осуществляемый продавцом (исполнителем) вид деятельности подлежит лицензированию;
- номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство, если исполнитель имеет государственную аккредитацию.
2. Нормативные акты в сфере защиты прав потребителей — Закон N 2300-1, правила, в соответствии с которыми осуществляется продажа товаров или оказание услуг, в частности Правила продажи отдельных видов товаров или оказания услуг общественного питания (ст. 3 Закона N 2300-1; п. 9 Правил N 55; п. 10 Правил N 1036; п. 5 Правил N 1006).
3. Прочее (п. п. 1 — 5 Инструкции, утв. Приказом Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346; п. п. 7, 8 Правил N 55; п. 8 Правил N 1036; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025; пп. «з» п. 11 Правил N 1006):
- книга жалоб (отзывов) и предложений;
- измерительное оборудование для проверки покупателем цены, меры и веса приобретенного товара;
- информация об органах государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, в том числе о территориальном органе Роспотребнадзора;
- иная информация в зависимости от сферы деятельности продавца (исполнителя).
При осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца, также необходимо оснащение «уголка потребителя» (п. 3 ст. 9 Закона N 2300-1).
Создавать «уголок потребителя» не требуется при разносной торговле. В этом случае представитель продавца должен иметь личную карточку с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце. Личная карточка должна быть заверена подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при ее наличии) (п. 10 Правил N 55).
Возможные действия при отсутствии «уголка потребителя»
Если в месте реализации товара, работ, услуг отсутствует «уголок потребителя» и вы лишены возможности ознакомиться с указанными выше информацией и документами, вы можете предпринять следующее.
1. Обратитесь к продавцу (исполнителю) с письменным требованием оборудовать «уголок потребителя». В претензии целесообразно указать, какая информация отсутствует в «уголке потребителя» и не доведена до вас.
2. Подайте жалобу в уполномоченные органы государственной власти или правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Так, вы можете пожаловаться в территориальный орган Роспотребнадзора. Ваша жалоба может послужить основанием для внеплановой проверки продавца (исполнителя), а также поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении (п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; пп. 1, 3 п. 2, пп. 5 п. 4 ст. 40 Закона N 2300-1; ч. 1 ст. 14.5, ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.15, ч. 1 ст. 23.49, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ).
Обратите внимание!
Проведение Роспотребнадзором внеплановой проверки по вашему обращению возможно при условии, что вы предварительно обращались с претензией непосредственно к продавцу (исполнителю) и он вам отказал или не ответил. Исключение, когда обращаться можно сразу в Роспотребнадзор, — случаи возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также случаи причинения такого вреда (пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; Информация Роспотребнадзора от 07.12.2016).
Вы вправе направить жалобу в органы прокуратуры, которые также наделены полномочиями по возбуждению производства об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; п. 3 ст. 27 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).
Кроме того, можно обратиться в органы внутренних дел (полицию) при отсутствии «уголка потребителя» при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 14.15, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
3. Жалобу можно направить также в органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые, в свою очередь, могут обратиться в уполномоченные органы государственной власти для проверки факта нарушения и принятия соответствующих мер (абз. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 44, п. 2 ст. 45 Закона N 2300-1).
4. Если продавец (исполнитель) отказался добровольно удовлетворить вашу претензию или не ответил на ваше обращение, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя (п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1). Однако обращения в суд исключительно с требованием оборудовать «уголок потребителя», не связанные с причинением потребителю вреда вследствие непредоставления обязательной информации, на практике не распространены.
Вместе с тем правом обращения в суд в целях защиты прав отдельных потребителей, а также интересов неопределенной группы потребителей наделены должностные лица Роспотребнадзора, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) (пп. 7 п. 4 ст. 40, абз. 3 ч. 1 ст. 44, п. 2 ст. 45 Закона N 2300-1; п. 4 ст. 27 Закона N 2202-1; ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК РФ; п. п. 16, 20, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
Какая информация о товарах, работах, услугах должна быть предоставлена потребителю? Узнать →
Как пожаловаться в Роспотребнадзор? Узнать →
Официальный сайт Роспотребнадзора — www.rospotrebnadzor.ru