Что делать при ненадлежащем содержании придомовой территории?

Поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и включает в себя, в частности (ст. 39 ЖК РФ; пп. «е», «ж» п. 2, пп. «г», «д», «ж», «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; п. п. 2426(1) Минимального перечня услуг и работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290; п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232):

  • уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества;
  • сбор и вывоз жидких бытовых отходов, а также содержание сооружений и оборудования, используемых для их накопления в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения;
  • содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер и контейнерных площадок (при наличии соответствующего соглашения между органом власти субъекта РФ и региональным оператором);
  • содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
  • текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации элементов благоустройства, расположенных на земельном участке.

Если ваша придомовая территория содержится ненадлежащим образом, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Предъявите требование организации, отвечающей за поддержание порядка на придомовой территории

В зависимости от способа управления многоквартирным домом, выбранного собственниками помещений в этом доме, требование о поддержании порядка на придомовой территории может быть предъявлено:

  • организации, с которой собственники помещений заключили договор на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2, ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ);
  • товариществу собственников жилья, жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу (п. 2 ч. 2, ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ);
  • управляющей организации (п. 3 ч. 2, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Шаг 2. Обратитесь с жалобой в органы жилищного контроля и местного самоуправления

Если после предъявления требований ответственным лицам недостатки, связанные с содержанием придомовой территории, устранены не были, вы вправе обратиться в органы государственного и/или муниципального жилищного контроля — жилищные инспекции, администрации муниципальных образований, Департамент природных ресурсов, Роспотребнадзор (ч. 2, 2.1 ст. 20 ЖК РФ; п. 2 Административного регламента, утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764).

Примечание. Региональный государственный жилищный надзор в г. Москве осуществляется Государственной жилищной инспекцией г. Москвы (Мосжилинспекцией) (п. 4 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 28.01.2014 N 15-ПП).

Жалоба является основанием для проведения внеплановой проверки соответствующей организации (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ; п. п. 10, 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493; п. 4.3.1.8 (1), 4.7 Положения о Государственной жилищной инспекции г. Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП; пп. 2 п. 26 Регламента).

Если по результатам проверки будут выявлены нарушения правил содержания придомовой территории, контролирующий орган выносит предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ; п. 70 Регламента).

Если решение, а также действия (бездействие) должностных лиц органов госжилнадзора при проведении проверок вас не устроили, вы можете обжаловать их в административном и (или) судебном порядке (п. 17 Положения N 493).

Примечание. За ненадлежащее содержание придомовой территории предусмотрена административная ответственность (ст. ст. 7.22, 8.1, 8.2, ч. 2 ст. 14.1.3, ст 14.4 КоАП РФ). Она может быть установлена также нормативными актами на уровне субъектов РФ.

Кроме того, вы вправе обратиться в орган местного самоуправления с жалобой на управляющую организацию. Результатом вашего обращения будет проведенная в пятидневный срок внеплановая проверка деятельности управляющей организации. Если выяснится, что управляющая организация не выполняет условий договора управления, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ).

Шаг 3. Потребуйте произвести перерасчет внесенной платы за содержание

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе потребовать произвести перерасчет внесенной платы за содержание общего имущества дома, если услуги по содержанию придомовой территории оказывались ненадлежащим образом или не оказывались вообще. Такое заявление направляется в письменной форме или делается устно в течение шести месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации. Размер платы уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы (ч. 10 ст. 156 ЖК РФ; п. п. 7, 8, 10 Правил изменения размера платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Связанные ситуации

Куда и как жаловаться на управляющую компанию? Узнать →

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Государственной жилищной инспекции г. Москвы — www.mos.ru/mgi/

Официальный сайт Роспотребнадзора — www.rospotrebnadzor.ru

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии