Служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях являются специализированными жилыми помещениями и предоставляются на основании решений собственников таких помещений (государственных или местных органов власти) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 ЖК РФ).
Правовая регламентация
Порядок предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях регламентируется нормативными актами соответствующих органов власти или локальными актами образовательных организаций. К ним относятся:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации (ст.39);
- Постановление Правительства РФ от 27.10.2012 N 1103;
- Приказ Минкомсвязи России от 10.07.2014 N 198;
- Приказ МИД России от 13.04.2011 N 5104;
- Приказ Росимущества от 02.09.2015 N 346;
- Приказ Минфина России от 28.06.2013 N 64н;
- Приказ МВД России от 06.05.2012 N 490;
- иные нормативные акты.
Таким образом, в зависимости от характера трудовых отношений граждан с соответствующими органами власти или организациями порядок предоставления жилых помещений различен.
Порядок предоставления служебных жилых помещений
Служебные жилые помещения предоставляются в виде жилого дома или отдельной квартиры на период работы в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях или учреждениях или на период прохождения службы (ст. ст. 93, 104 ЖК РФ; п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, п. 7 Порядка, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 N 346).
Для предоставления служебного жилья могут потребоваться следующие документы (п. 10 Порядка, утв. Приказом МИД России от 13.04.2011 N 5104; п. 22 Порядка, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 N 346; п. 8 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 06.05.2012 N 490; п. 7 Положения, утв. Приказом Минкомсвязи России от 10.07.2014 N 198):
- личное заявление;
- копия трудовой книжки;
- справка из кадровой службы, содержащая сведения о составе семьи работника и сроке заключения контракта о прохождении государственной гражданской службы;
- документы, подтверждающие семейное положение заявителя (свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака);
- копии паспортов работника (служащего) и членов его семьи;
- ходатайство от работодателя или вышестоящего должностного лица;
- документы, подтверждающие отсутствие жилья в собственности (пользовании) работника (служащего) и членов его семьи (в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости);
- выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
Указанный перечень документов не является исчерпывающим, и в зависимости от условий предоставления жилого помещения могут потребоваться иные документы.
Копии указанных выше документов должны быть заверены надлежащим образом или представлены с предъявлением подлинников документов (п. 9 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 06.05.2012 N 490).
Данные документы представляются в жилищную комиссию или иной орган, уполномоченный рассматривать вопросы о предоставлении специализированного служебного помещения (п. 6 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 06.05.2012 N 490).
Решение о предоставлении служебного жилого помещения оформляется приказом или постановлением, после чего заключается договор найма служебного жилого помещения (ст. 100 ЖК РФ). До заключения договора может выдаваться смотровой ордер (п. 11 Порядка, утв. Приказом МИД России от 13.04.2011 N 5104).
Особые условия
Само жилое помещение, как правило, передается нанимателю на основании акта приема-передачи и технического состояния жилого помещения, а принимается от него на основании данного акта и справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.
В нормативных актах, регламентирующих порядок предоставления служебных жилых помещений, как правило, предусмотрено, что служебное жилье не подлежит отчуждению, приватизации, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.
Приобретение нанимателем или членами его семьи другого жилого помещения в собственность само по себе не является основанием для расторжения договора найма и не влечет утраты права пользования служебным жилым помещением.
Порядок предоставления жилых помещений в общежитиях
Жилые помещения в общежитиях предоставляются на период работы, службы или обучения из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (ст. ст. 94, 105 ЖК РФ; п. 9 Порядка, утв. Приказом МИД России от 13.04.2011 N 5104).
Перечень необходимых документов для предоставления жилого помещения в общежитии примерно соответствует тому, который может потребоваться при предоставлении служебного жилого помещения. После рассмотрения пакета документов заключается договор найма жилого помещения в общежитии.
Гражданам при вселении в общежитие может выдаваться мебель и другой инвентарь (ч. 3 ст. 94 ЖК РФ).
Самостоятельное распоряжение жилыми помещениями в общежитиях также, как правило, не допускается.
Как получить выписку из ЕГРН? Узнать →