Как оформить социальную пенсию?

Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается постоянно проживающим в РФ нетрудоспособным гражданам. Как правило, эти лица не имеют права на получение соответствующих страховых пенсий, например из-за отсутствия необходимого страхового стажа. Или же гражданин выбирает социальную пенсию, так как ее размер оказывается больше положенной ему страховой пенсии (п. 2 ст. 3, п. 6 ст. 5, п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ч. 3 ст. 9, ч. 11 ст. 10 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Для оформления социальной пенсии необходимо обращаться в территориальный орган ПФР (далее — ТО ПФР). При этом рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, имеете ли вы право на получение социальной пенсии

На получение социальной пенсии имеют право постоянно проживающие в РФ нетрудоспособные граждане (п. 4 ст. 8, ст. 11 Закона N 166-ФЗ):

  • инвалиды I, II и III групп, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, а также военнослужащие в случае наступления инвалидности вследствие совершения ими преступления (устанавливается социальная пенсия по инвалидности);
  • дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в образовательных организациях, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими 23 лет, потерявшие одного (обоих) родителей, и дети умершей одинокой матери, а также члены семьи военнослужащего в случае гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления (устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца);
  • граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии (устанавливается социальная пенсия по старости);
  • граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ не менее 15 лет, по достижении возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (устанавливается социальная пенсия по старости).

Примечание. Граждане, относящиеся к последней из указанных категорий, не получают социальную пенсию в период выполнения работы или иной деятельности, когда они подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 5 ст. 11 Закона N 166-ФЗ).

Шаг 2. Подготовьте необходимые документы

При обращении за назначением социальной пенсии вам потребуются (п. 1 ст. 22 Закона N 166-ФЗ; п. п. 17, 4648 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н):

1) заявление о назначении пенсии;

2) документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие его возраст и гражданство (как правило, это паспорт, свидетельство о рождении — для ребенка до 14 лет);

3) документ о постоянном проживании в РФ (например, для иностранного гражданина это может быть вид на жительство);

4) документы, подтверждающие личность и полномочия представителя (при обращении за пенсией через представителя).

Примечание. Заявление не требуется для назначения социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчинам и женщинам), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (п. 1 ст. 22 Закона N 166-ФЗ).

Для подтверждения дополнительных обстоятельств в зависимости от вида социальной пенсии могут, в частности, понадобиться (п. п. 38, 53 Регламента):

1) для социальной пенсии по старости — документы, подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера (паспорт, свидетельство о рождении, справку, выданную органами местного самоуправления);

2) для социальной пенсии по случаю потери кормильца — документы, подтверждающие:

  • смерть кормильца;
  • родственные отношения с кормильцем;
  • обучение ребенка кормильца по очной форме образования;
  • факт нахождения на иждивении кормильца;
  • смерть второго родителя;
  • факт того, что умершая являлась одинокой матерью;
  • безвестное отсутствие или объявление кормильца умершим.

Примечание. Необходимые для установления пенсии документы и сведения у вас могут запросить только в случае, если они не находятся в распоряжении ТО ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций (п. 3 ст. 24 Закона N 166-ФЗ; п. п. 41, 55 Регламента).

Шаг 3. Представьте документы в ТО ПФР

Заявление о назначении пенсии можно подать в ТО ПФР по месту (п. 1 ст. 24 Закона N 166-ФЗ; п. 81 Регламента):

  • жительства;
  • пребывания, если у вас нет регистрации по месту жительства;
  • фактического проживания, если у вас нет регистрации по месту жительства и месту пребывания.

Обратите внимание!

Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица его законный представитель подает в ТО ПФР по месту жительства такого лица либо по месту своего жительства (нахождения). Если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление о назначении пенсии нужно подать в ТО ПФР по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок. Несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет, вправе обратиться за установлением пенсии самостоятельно (абз. 7 п. 81 Регламента).

Документы можно представить (лично или через представителя) непосредственно в ТО ПФР, подать через МФЦ (если между ПФР и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных документов предусмотрена перечнем услуг, предоставляемых в МФЦ) или направить по почте. Заявление о назначении пенсии также можно представить в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (абз. 2, 4 п. 1 ст. 24 Закона N 166-ФЗ; п. п. 74, 75, 80 Регламента).

В подтверждение даты и факта приема заявления вам должны выдать на руки, направить по почте или в электронном виде уведомление о приеме и регистрации заявления. Если при этом вы представили не все необходимые для назначения пенсии документы, в уведомлении указывается перечень недостающих документов (п. 85 Регламента).

Шаг 4. Дождитесь решения ТО ПФР о назначении пенсии

ТО ПФР должен принять решение о назначении пенсии или об отказе в назначении пенсии в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и всех необходимых документов (п. 13 Регламента).

В случае удовлетворения вашего заявления ТО ПФР рассчитает размер пенсии и вынесет решение о ее назначении.

По общему правилу пенсия назначается с 1-го числа месяца, в котором вы обратились за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Пенсия гражданам из числа инвалидов с детства назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а в случае пропуска срока переосвидетельствования по уважительной причине — со дня, с которого установлена инвалидность за прошлое время. Пенсия гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчинам и женщинам), назначается со дня достижения указанного возраста (п. 1 ст. 23 Закона N 166-ФЗ).

Обратите внимание!

При отказе в назначении пенсии ТО ПФР должен известить вас об этом в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения, указав причины отказа и порядок обжалования вынесенного решения, и одновременно вернуть все представленные документы (п. 15 Регламента).

Связанные ситуации

Кто имеет право на социальную пенсию? Узнать →

Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? Узнать →

Какие документы нужны для оформления пенсии по случаю потери кормильца? Узнать →

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Пенсионного фонда — www.pfrf.ru

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии