Как получить жилищный сертификат

В рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» предусмотрена государственная финансовая поддержка отдельных категорий граждан в виде социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (см. разд. V подпрограммы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050).

Юридическое определение сертификата

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.

Государственный жилищный сертификат (ГЖС) — это именное свидетельство, не являющееся ценной бумагой. Он подтверждает право на получение социальной выплаты из федерального бюджета.

Сертификат не подлежит передаче другому лицу.

Правом на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС, можно воспользоваться только один раз (п. п. 2, 11 Правил).

Справка. Категории граждан, имеющих право на получение ГЖС

Следующие категории граждан имеют право на получение ГЖС (п. 5 Правил):

1. Военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, установленные законом.

2. Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение пяти лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка).

3. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

6. Граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся на основании решений органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.

7. Граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований (далее — ЗАТО) и территорий, ранее входивших в границы ЗАТО, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с законом и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО, либо поставленные до 1 января 2015 г. на учет в целях переселения из ЗАТО.

Документы для постановки на учет

В воинскую часть или организацию (учреждение) федерального органа исполнительной власти, где проходите (проходили) службу (для военнослужащих и сотрудников силовых министерств), или в орган местного самоуправления, поставивший на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, потребуется представить, в частности, следующие документы (п. п. 18, 19 Правил):

  1. заявление (рапорт) об участии в подпрограмме и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе;
  2. выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;
  3. выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  4. справку об общей продолжительности военной службы (службы), трудового стажа;
  5. копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, если такое право предоставлено законом);
  6. копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
  7. иные необходимые документы, подтверждающие отнесение к той или иной категории граждан, имеющих право на получение ГЖС.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы, о чем вас уведомят (п. 21 Правил).

Подача заявления

После получения уведомления о признании участником подпрограммы представьте в тот орган (организацию, учреждение), куда представлялись документы для участия в подпрограмме, в определенный срок (с 1 января по 1 июля) заявление о выделении сертификата в планируемом году и включении в соответствующий список граждан (п. 24 Правил).

Документы для получения сертификата

Для получения сертификата участник подпрограммы представляет в тот же орган (организацию, учреждение) следующие документы (п. п. 4446 Правил):

  • заявление (рапорт) о выдаче сертификата;
  • документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи;
  • выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;
  • документы, подтверждающие родственные отношения участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи, или подтверждающие признание членами семьи иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
  • иные документы.

Передача сертификата в банк

В течение трех месяцев с даты выдачи сертификата нужно сдать его в банк по месту приобретения жилого помещения или по месту пребывания (п. 4 Правил).

Банк проверяет соответствие данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца сертификата, а также своевременность представления сертификата в банк, после чего заключает с ним договор банковского счета и открывает счет.

Если в течение указанного срока вы не сдали сертификат в банк, банк его не примет, однако вы вправе обратиться в орган, выдавший его, с просьбой о замене сертификата (п. п. 46, 48 Правил).

Выбор жилого помещения

В течение семи месяцев с момента открытия банковского счета необходимо (п. п. 4, 55 Правил; Письмо Минстроя России от 12.07.2016 N МЧ/04-01-1292; ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ)найти жилое помещение (квартиру, индивидуальный жилой дом, часть дома, одну или несколько комнат квартиры).

Одновременно потребуется представить банку следующие документы:

  • договор банковского счета;
  • выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на приобретаемое участником подпрограммы и членами его семьи жилое помещение;
  • договор (договоры) купли-продажи жилого помещения, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности;
  • кредитный договор или договор займа в случае, если денежные средства пойдут на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или погашение основного долга (части основного долга) и уплату процентов по нему;
  • распоряжение на перечисление средств со своего банковского счета в счет оплаты договора купли-продажи.

Банк в течение трех рабочих дней с даты получения документов проверяет их и примерно в течение десяти рабочих дней оплачивает договор купли-продажи (п. п. 4, 56 Правил).

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии