В рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» предусмотрена государственная финансовая поддержка отдельных категорий граждан в виде социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (см. разд. V подпрограммы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050).
Юридическое определение сертификата
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.
Государственный жилищный сертификат (ГЖС) — это именное свидетельство, не являющееся ценной бумагой. Он подтверждает право на получение социальной выплаты из федерального бюджета.
Сертификат не подлежит передаче другому лицу.
Правом на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС, можно воспользоваться только один раз (п. п. 2, 11 Правил).
Следующие категории граждан имеют право на получение ГЖС (п. 5 Правил):
1. Военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, установленные законом.
2. Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение пяти лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка).
3. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4. Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
6. Граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся на основании решений органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.
7. Граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований (далее — ЗАТО) и территорий, ранее входивших в границы ЗАТО, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с законом и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО, либо поставленные до 1 января 2015 г. на учет в целях переселения из ЗАТО.
Документы для постановки на учет
В воинскую часть или организацию (учреждение) федерального органа исполнительной власти, где проходите (проходили) службу (для военнослужащих и сотрудников силовых министерств), или в орган местного самоуправления, поставивший на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, потребуется представить, в частности, следующие документы (п. п. 18, 19 Правил):
- заявление (рапорт) об участии в подпрограмме и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе;
- выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;
- выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- справку об общей продолжительности военной службы (службы), трудового стажа;
- копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, если такое право предоставлено законом);
- копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
- иные необходимые документы, подтверждающие отнесение к той или иной категории граждан, имеющих право на получение ГЖС.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы, о чем вас уведомят (п. 21 Правил).
Подача заявления
После получения уведомления о признании участником подпрограммы представьте в тот орган (организацию, учреждение), куда представлялись документы для участия в подпрограмме, в определенный срок (с 1 января по 1 июля) заявление о выделении сертификата в планируемом году и включении в соответствующий список граждан (п. 24 Правил).
Документы для получения сертификата
Для получения сертификата участник подпрограммы представляет в тот же орган (организацию, учреждение) следующие документы (п. п. 44 — 46 Правил):
- заявление (рапорт) о выдаче сертификата;
- документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи;
- выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;
- документы, подтверждающие родственные отношения участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи, или подтверждающие признание членами семьи иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
- иные документы.
Передача сертификата в банк
В течение трех месяцев с даты выдачи сертификата нужно сдать его в банк по месту приобретения жилого помещения или по месту пребывания (п. 4 Правил).
Банк проверяет соответствие данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца сертификата, а также своевременность представления сертификата в банк, после чего заключает с ним договор банковского счета и открывает счет.
Если в течение указанного срока вы не сдали сертификат в банк, банк его не примет, однако вы вправе обратиться в орган, выдавший его, с просьбой о замене сертификата (п. п. 46, 48 Правил).
Выбор жилого помещения
В течение семи месяцев с момента открытия банковского счета необходимо (п. п. 4, 55 Правил; Письмо Минстроя России от 12.07.2016 N МЧ/04-01-1292; ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ)найти жилое помещение (квартиру, индивидуальный жилой дом, часть дома, одну или несколько комнат квартиры).
Одновременно потребуется представить банку следующие документы:
- договор банковского счета;
- выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на приобретаемое участником подпрограммы и членами его семьи жилое помещение;
- договор (договоры) купли-продажи жилого помещения, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности;
- кредитный договор или договор займа в случае, если денежные средства пойдут на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или погашение основного долга (части основного долга) и уплату процентов по нему;
- распоряжение на перечисление средств со своего банковского счета в счет оплаты договора купли-продажи.
Банк в течение трех рабочих дней с даты получения документов проверяет их и примерно в течение десяти рабочих дней оплачивает договор купли-продажи (п. п. 4, 56 Правил).
Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru